Возникновение легенд и мифов - Немного науки - Хотите-верьте, хотите-проверьте... - Городские легенды
Воскресенье, 11.12.2016, 02:18 | Приветствую Вас Приезжий | Регистрация | Вход

Хотите-верьте, хотите-проверьте...

Главная » Статьи » Немного науки

Возникновение легенд и мифов
     Городская легенда передается из уст в уста (из факса в факс, из мейла в мейл), снабжена подробностями, происходит с незнакомыми рассказчику, но знакомыми его знакомым людьми и всегда находится на грани между невероятным и вероятным. Она может быть страшной или смешной, может касаться частного случая ("они приняли афганскую крысу за собаку") или глобальной тенденции ("афганцы продают в Россию крыс-убийц, выдавая их за экзотических собак"), но всегда окажется сюжетна и детальна.
    Фольклористы пытаются тонко делить "городские истории" на верования, мифы и легенды - в первую очередь по уровню детальности рассказа. Деление происходит не очень успешно: верование ("некоторые экзотические собаки - на самом деле не собаки, а крысы"), миф ("афганцы продают в Россию..."и т.д.) и легенда ("на Черкизовском рынке, сразу за корейскими павильонами, есть одна афганская лавка, где друг сотрудника Петиного отца однажды...") плавно перетекают друг в друга: то легенда дойдет до нового слушателя безо всяких деталей, а только как страшный миф, то миф обернется верованием, потеряв остатки конкретики, то верование, усилием какого-нибудь особо одаренного фантазера-рассказчика, превратится в полновесную легенду. В этом же котле варятся плохо определяемые (особенно по отношению к другим вышеуказанным категориям) "слухи". Сейчас я для пущей простоты буду называть все эти разновидности фольклора словом "легенда".
     Почему и как на ровном месте возникает городская легенда, иногда лепая до пугающего, иногда до смешного нелепая? По одной из теорий, "легенды" - как детские страшилки - служат подросшим детям для адаптации к серьезным социальным переменам, для "проговаривания страхов". Классикой истории такого типа можно считать легенду о похитителе почек: человек ушел из дому, пропал на три дня, а потом его обнаружили без сознания, со шрамом на спине и с выкраденной почкой. Эта легенда считается ярчайшим примером общественной реакции на механизмы донорства внутренних органов: куда мир катится? какой будет преступность в этой новой области? к чему быть готовым?
     Другие легенды возникают не на почве новых страхов, а на почве страхов очень древних, базовых, требующих новых способов проговаривания в новых условиях. Например, целый корпус легенд о похитителях детей в парках аттракционов считается многими исследователями новым способом "проговорить" родительский страх потери ребенка. Другие теории называют в качестве причин для возникновения городских легенд потребность мистифицировать и быть мистифицированными; потребность в вере в более сложное устройство мира, чем то, которое подсказывает нам повседневность; проведение в жизнь некоторых морализаторских установок; наконец, базовое желание сделать понятным что-нибудь непонятное, пусть и превратно истолковав факты.
    Так или иначе, вне зависимости от причины возникновения легенды механизмы ее развития и распространения практически всегда одинаковы. Очень часто в основе городской легенды лежит маловажный факт, частный случай, опубликованная в прессе фраза, поддающаяся двоякому толкованию. Например, есть мнение, что знаменитая легенда о крокодилах в нью-йоркской канализации могла брать начало от сказанной каким-нибудь экологом фразы: "Наше канализация представляет собой такое ужасное болото, что в нем легко могли бы жить крокодилы-людоеды". Подобный факт или подобная фраза обрастает невероятными подробностями, зачастую сливаясь в одну историю с другими, не менее достоверными фактами и порождая жутковатый гибрид.
     Причин, по которым легенды пересказываются и передаются из уст в уста, не меньше, чем теорий касательно их зарождения. Рассказывают потому, что верят сами; рассказывают потому, что не знают, верить ли нет; потому, что хотят произвести впечатление; потому что считают историю забавной; потому, что испытывают потребность верить в сложность, опасность и непредсказуемость окружающего мира. По тем же причинам слушатели верят рассказчику: потому что хотят поверить, потому что тоскуют по жуткому, яркому или экзотичному; потому, что пытаются изжить какой-нибудь страх или, наоборот, получить подтверждение своим опасениям. Верят, как утверждают исследователи, тогда, когда история не противоречит знаниям и убеждениям слушателя или принадлежит той области знания, в которой слушатель считает себя некомпетентным и в рассказах о которой привык доверять другим.
    Совершенно особую, невероятную роль в распространении городских легенд сыграл Интернет. Благодаря ему практически пропал элемент передачи легенды из уст в уста. Создался эффект множественности источников, из которых человек может узнать о ротвейлере, откусившем пальцы у бродяги и задохнувшемся насмерть, или о супружеской паре, обнаружившей труп молодой женщины в гостиничном матрасе. Городские легенды распространяются с несусветной скоростью благодаря пересылке их мейлом, иногда - по нескольким десяткам адресов сразу. Наконец, на сайтах, посвященных городским легендам, можно выяснить, является ли присланная вам легенда действительно легендой - или подлинной историей из частной жизни знакомых ваших знакомых.
     В целом для тех, кто интересуется историями про маленького мальчика, погибшего из-за напичканного иглами яблока, подаренного ему злым соседом, или про бедняка, повесившегося в "комнате страха" на месте искусственного трупа, самое главное помнить, что далеко не все городские легенды оказываются неправдой. Иногда реальность оказывается не менее захватывающей, чем плод самого безумного воображения.

Категория: Немного науки | Добавил: mistik (24.04.2008) | Автор: Наталья Пименова
Просмотров: 2845 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
10.05.2008 Спам
Из-за нежелания разобратся в фактах,или отсутствия фактов вовсе.
Ответ:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]