Бункер Сталина - Самарские подземелья - Легенды и реальность Самарской Луки - Хотите-верьте, хотите-проверьте... - Городские легенды
Суббота, 10.12.2016, 01:11 | Приветствую Вас Приезжий | Регистрация | Вход

Хотите-верьте, хотите-проверьте...

Главная » Статьи » Легенды и реальность Самарской Луки » Самарские подземелья

Бункер Сталина



"Самарская Газета" 13 сентября 1996 года поместила статью А. Скупченко "Захват". (Достоверность статьи - на совести автора). В статье приводятся воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Николая Васильевича Игнашина, служившего в годы войны в войсках НКВД. Согласно его рассказу в Куйбышеве с 1935 по 1940-е годы под землей был создан еще один город с жилыми кварталами, госпиталями и заводами. Все это соединялось многокилометровыми тоннелями.

В начале октября 1941 года пошли слухи, что Сталин переехал из Москвы в Куйбышев и укрылся в "подземной крепости". Ветеран рассказал, что тогда их часть нередко поднимали по тревоге. А одной октябрьской ночью отвезли в район старой набережной и приказали занять оборону, будто ожидали нападения со стороны реки.
"Часам к трем утра мы услышали звуки минометных залпов и ружейной пальбы, доносившиеся со стороны речного порта, а потом - от театра оперы и балета, как раз оттуда, где находился вход в бункер товарища Сталина... Лишь спустя несколько дней от земляка-штабиста узнал, что на город было совершено нападение. Поздно ночью, без огней, к пирсу речного порта подошли две баржи, ведомые буксирами. С них высадилось до полка вооруженных людей в энкаведешной форме...

Столкнувшись с городской охраной, "неизвестные" завязали бой, открыв огонь из минометов. Особенно яростным бой был на подходе к площади Куйбышева, где располагалось "сердце подземного города". Там их задержали. "К этому времени ко входу в бункер Сталина подошли боеспособные части со всего города, и наступающие были отброшены".

"Неизвестные" в спешке отступили, погрузились на баржи, и отошли к Самарской Луке, надеясь, вероятно, там скрыться. Но это им не удалось. Рассказывали, что бои шли даже в Жигулевских каменоломнях.
Долго потом ходили слухи, будто это были дезертиры, сбежавшие с фронта.
Если эта история правдива, а не очередное проявление мифа, и если предположить, что тогда в октябре 1941 года некие "неизвестные" действительно пытались захватить город, то подземные укрепления сыграли свою спасительную роль и во многом определили ход дальнейшей истории.

Исследователь А. Павлов приводит такие воспоминания бывших подземостроителей Самары:
"К началу 1942 года были готовы две шахты в районе площади Куйбышева, на это требовалось не меньше как полгода. (Следовательно, их проходку начали еще до войны). Окончательно данный бункер завершили к февралю 1943 года. Да еще дипломатам убежище строили на Хлебной площади. Оно попроще было, стены из бревен...".
В настоящее время данный бункер практически недоступен. Верхняя часть ведущей в низ лестницы практически полностью сгнила и фрагментарно обрушилась. Система тоннелей затоплена по колено.

Бункер "Северный" - система коридоров, частично замкнутых в квадрат. Имеется несколько боковых комнат, где раньше размещалось вспомогательное оборудование. На нижний уровень, частично затопленный водой, ведут несколько лестниц и два лифта. Самое большое помещение - конференц-зал, 6 х 12 м. Высокий сводчатый потолок, лепнина на стенах, огромная люстра, лежащая на полу, плавающие в воде паркетные доски - все это грустные воспоминания о "трудившихся" в этом сооружении людях. Есть и другие помещения - комната с воздухоочистительной аппаратурой, комнаты отдыха с проржавевшими кроватями, туалетные комнаты. В коридорах предусмотрены откидные перекрывающие двери. Согласно современным легендам, данный бункер системой разветвленных проходов соединен с подземной системой площади Куйбышева и бункерами Жигулевских гор.

Это довольно большая система из симметричных ходов, частично разрушенных и затопленных. Для ее восстановления нужны сотни тонн бетона и денежные вложения.
Рассказывают, что довольно часто после войны вездесущие мальчишки спускались через подвалы различных домов в глубокие ходы, видели уходящие в темноту бетонные штольни с уложенной на пол узкоколейкой. Под потолком торчали фарфоровые изоляторы с обрывками кабеля и другие различные устройства. Что это - метро или...?

Легенда о старом самарском метро, связывающим систему подземных бункеров, живет уже много лет. Виктор Фомичев "обслуживавший" Сталинский Бункер в конце 70-х годов, указывает на существование длинного тоннеля, связывающего Площадь Куйбышева, штаб ГО и систему бункеров, размещенных выше по течению Волги.
Самарские старожилы рассказывают, что один из этих бункеров расположен в сравнительной близости от современного поселка Красная Глинка, на глубине 27-ми м, и достигает уровня Волги. Документов на его строительство также нет. Кто его строил и главное зачем - неизвестно.

В общей связи с легендой о "старом самарском метро" ветераны рассказывают о некоем комплексе сооружений, выходившем в один из городских оврагов, относительно молодой части города. Еще в середине 60-х годов через полураскрытую ржавую дверь, основательно вросшую в землю, можно было протиснуться в таинственный полумрак, в запах старого бетона и железа, в некую систему давно заброшенных коммуникаций. Обрушившаяся гипсовая отделка, оборванные провода, разбитые фарфоровые изоляторы, смятые кожухи воздуховодов, груды мусора и старые рельсы, уходящие в завал.

Но самое интересное, из того что рассказывают:
"Перед входом в этот комплекс, еще долго стоял частично ушедший в землю забытый... танк. И местные мальчишки очень любили спускаться в овраг и играть на его шершавой броне".
Могло ли быть в начале 40-х годов XX века метро в Самаре?

Известно, что подземная железная дорога длиной 3,6 км для поездов с паровой тягой была построена в Лондоне (в тоннелях мелкого заложения глубиной 10-15 м) еще в 1860-1863 годы. А уже с 1890 года строительство тоннелей метро в Лондоне велось (на глубине залегания в 30-50 м) весьма активными темпами. В России, строительство московского метрополитена было начато еще в 1932 году. Система построена за три года и сдана в эксплуатацию 15 мая 1935 года. Общая протяженность 11,6 км -13 станций (48). Шли разговоры о подобном строительстве и в других городах СССР. Техника была, специалисты были. Можно было строить.

Согласно современным легендам старое самарское метро было проложено к началу 40-х годов. Оно пересекало весь город и выводило прямо в удивительный подземный мир Сокольих гор, являющихся непосредственным продолжением загадочных гор Жигулевских.
В настоящее время в Сокольих горах (в Сокской горе) существует холодильник, рассчитанный на хранение до 1640 тонн продуктов. Известняк здесь начали добывать еще в прошлом веке. С 1937 по 1954 годы в горе силами заключенных были оборудованы военные склады, а так же другие сооружения. Над ними - 80 м скальных пород. Длина штолен - от 500 до 800 м.

Некоторые самарские ветераны высказывают предположение, что старое самарское метро вело из города в систему переоборудованных (для нужд войны) сокских штолен.














Категория: Самарские подземелья | Добавил: mistik (30.04.2008)
Просмотров: 1891 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]