Жигулевские горы и подземные жители Красивейшее место в среднем течении Волги еще сотни лет назад получило название "Самарская Лука" - от слова "излучина". Больше всего известна северная возвышенная часть этого волжского полуострова, которая издавна именуется Жигулевскими горами. По причине уникального разнообразия естественных ландшафтов, а также обитающих на ее территории представителей флоры и фауны, Самарская Лука внесена в каталоги ЮНЕСКО как природно-исторический памятник мирового значения. Однако волжская излучина уже довольно давно внесена еще в один, не менее известный перечень, составленный организациями, исследующими аномальные явления. Так, по их мнению, необычные и во многом таинственные процессы проявляются в Жигулевских горах в десятки раз чаще, чем в других районах планеты. Столбы света Впрочем, если ученые еще только-только начинают обобщать материалы о жигулевских аномальных явлениях, то для старожилов этого волжского края всякая там чертовщина уже давно не вызывает удивления. Во всяком случае, чудесами такого рода изобилуют местные байки и былины, которые самарские исследователи родного языка начали записывать в XIX веке. При этом фольклористы еще тогда отмечали, что некоторые из жигулевских легенд в чем-то перекликаются с уральскими, башкирскими, мордовскими и татарскими сказаниями, но все же большинство из них не имеет аналогов в устном народном творчестве России. На Самарской Луке и в Жигулевских горах по сей день стоят деревеньки, чья история насчитывает немало сотен лет. Это, например, такие села, как Ширяево, Подгоры, Валы, Аскулы, Торновое, Шелехметь и многие другие. Сведения о самых первых жителях теряются где-то в глубине веков, и потому даже известный путешественник Паллас, побывавший в здешних краях в 1768 году, называл эти села старинными. Неудивительно, что за сотни лет общения с дикой жигулевской природой здешние крестьяне довольно часто сталкивались с чем-то таинственным и необъяснимым, и это затем оставалось в памяти народа в виде легенд и былин. Одну из таких историй в период между 1870 и 1875 годами собиратель самарского фольклора Садовников услышал в селе Ширяево - в том самом, в котором примерно в это же время Илья Репин писал "Бурлаков на Волге". Вот что рассказывали местные жители. Поехал ширяевский мужик Иван Муханов после Ильина дня в лес за дровами да задержался. Тут его сумерки и прихватили. Пожадничал, дров нагрузил знатно - лошаденка еле-еле плелась. Ну, Иван духа не теряет, дорога-то знакомая. Мурлычет под нос себе песню да смотрит, чтобы колесо в яму не съехало. А уже ночь над горами спустилась, с каждым шагом все темнее и темнее. Первые звезды показались. Иван думает: "До дома еще верст семь, не больше, к полуночи доберусь, а воз разгружу завтра". Тут вдруг лошадь дернулась и захрапела, "Неужто волки? - вздрогнул Иван. - Да нет, откуда они здесь летом? Они и зимой-то так близко к человеческому жилью не выходят". Подумалось ему и о медведе. Только вдруг нечаянно глянул он влево - батюшки, свет над горой! "Пограничник Северо-Востока", 14.01.2004, Петропавловск-Камчатский, n2, стр.22,23 Автор: Валерий Ерофеев
|